Происхождение труда — Творчество Андрея Платонова

Происхождение труда

<1.> Сущность труда — в сопротивлении состояниям природы враждебным жизни человеческого организма.

Сопротивление это выражается в изменении состояний природы — в перестановке ее явлений таким порядком, что эти явления природы наименее вредно влияют на живой организм и наиболее полезно.

Сопротивления тут взаимны: человек сопротивляется косности природы или ее стихиям — это есть труд. А природа сопротивляется труду своими сопротивлениями — косностью и стихиями.

При большем количестве и силе природных сопротивлений труд является необходимостью жизни, орудием ее обороны и развития, действием, осуществляющим самую жизнь и предшествующим ей.

2. Труд появился тогда, когда в природе появились сопротивления живым организмам, их развитию.

3. Всегда ли были эти сопротивления природы жизни?

Нет, не всегда. Природа начинает ограничивать жизнь на известной, уже довольно высокой ступени ее развития, когда организм настолько вырос и расширился, что ему делаются тесными рамки природы.

На низших ступенях развития живые организмы не только не встречают вредящих им естественных сопротивлений, но, напротив, встречают со стороны природы участие, даже насилие, толкающее их на путь развития. Насилие простые организмы встречают в мире не сопротивление своей жизни, а обратные ему явления, принуждающую к жизни силу, устранение всяких враждебных, разрушающих стихий.

Иначе жизнь никогда не смогла бы появиться в мире. Без участия и сочувствия самой природы живые простейшие организмы не дошли бы до того уровня развития и органического совершенства, когда они сами могли бы держаться не только без сочувствия природы, но даже расширять установленные ею рамки своему развитию — сопротивляться сопротивлениям и преодолевать их.

Прежде чем жизнь стала на крепкие устойчивые ноги, для нее много потрудилась природа, а сама жизнь, организмы не трудились.

4. Как же появился труд?

Когда организмы переросли создавшую их природу, они встретили со стороны ее сопротивление, косность, реакцию, и вот тогда организмы, в борьбе за дальнейшее развитие своей жизни, стали преодолевать косные, реакционные, ограничивающие стихии природы, осаживать их, чтобы добыть себе возможность усовершенствования жизни, т. е. организмы столкнулись тогда с необходимостью трудиться, одолевать естественные сопротивления — и они начали делать это, и делают и сейчас.

Так зародился труд.

5. Труд есть показатель того, что трудящийся выше природы; он есть разрушитель ее; сила, изменяющая ее сущность. Ибо всему тому, что идет в такт с явлениями и законами природы, не может быть никаких сопротивлений.

А сопротивление есть начало, отец труда. Сопротивление есть явление самосохранения природы, значит, трудящийся борется с естественным миром, с тем, что вне его и не он.

Но т. к. на эту борьбу нас вызвало не свободное желание, а необходимость, то живые организмы (человек особенно) действительно по своей сущности обогнали, переросли природу.

И чем сильнее растет в человечестве необходимость трудиться, тем оно и само выше вырастает и совершенствуется относительно природы.

Чем упорнее человечество трудится, тем оно больше становится самостоятельным и отдельным от природы, тем острее схватка жизни с природой и ближе победа трудящегося живого.

Труд есть отношение человечества к природе, а его напряженность есть показатель их взаимной враждебности.