Впервые: Киносценарий: Литературно-художественный альманах. 1988. № 2. Публикация М. А. Платоновой.
Печатается по первой публикации.
Работа над либретто и сценарием шла всю вторую половину 1927 года. Сценарий был вкючен в тематический план кинофабрики на второе полугодие 1928 года, но работа над постановкой так еще и не началась, хотя, кажется, и тематически «Песчаная учительница» вполне вписывалась в генеральную линию пролетарской кинематографии. Об этом говорил в своем отчете на заседании ВАПП (декабрь 1927) зав. Художественным отделом 1-й кинофабрики «Совкино» прозаик А. Тарасов-Родионов: «„Песчаная учительница“. Это рабочее навание. Мы сейчас придумываем что-нибудь другое. Я беру это название как ориентировочное. Это фильма о переходе наших кочевников отсталых племен на окраинах нашего Союза на оседлую жизнь, на земледелие. Причем тут же разрабатываются и некоторые моменты национального вопроса»; «нужная тема о продвижении женщины на производство, это есть тема о новой женщине на производстве» (ОР ИМЛИ, ф. 155, оп. 1, ед. хр. 379, л. 16, 18). Название у сценария будет изменено, возможно, чтобы устранить похожесть на планируемый на 1928 год фильм «Первая учительница»; а сам текст переживет еще не одну переработку до выхода в свет фильма «Айна» (1930).
Платонов А. П. Дураки на периферии: Пьесы, сценарии. М.: Время, 2011. С. 445–458.
Впервые: Искусство кино. 1967. № 3. Под названием: «Отец — мать».
Печатается по авторизованной машинописи (РГАЛИ, ф. 2124, оп. 1, ед. хр. 91). Название в рукописи — «Отец-мать» (РГАЛИ, ф. 2124, оп. 1, ед. хр. 76).
К рукописи приложены «Примечания для постановщика»:
«Картину надо ставить и играть в сухой — жесткой, экономной манере, без всякой сантиментальности. Как на пример постановки того стиля, который наиболее соответствовал бы теме этого сценария, можно указать на „Парижанку“ Чаплина.
Роль мальчика Степана должна исполняться артистически, а не рефлекторно — как часто играют дети в кино, а также — без всякой сантиментальности и детской „обворожительности“.
Сценарий рассчитан главным образом на игру актера.
Основной исходной мелодией для музыкального оформления сценария следует взять, по-моему, „Сурок“ Бетховена.
Автор» (РГАЛИ, ф. 2124, оп. 1, ед. хр. 91, л. 2).
Платонов А. П. Дураки на периферии: Пьесы, сценарии. М.: Время, 2011. С. 525–568.