По заволжским МТС (Заметки разъездного корреспондента)

Районы действия приволжских и заволжских МТС (примерно бывший Ульяновский округ) характеризуются довольно низким процентом коллективизации. Например, по Выровской МТС этот процент равен приблизительно 25; по Чердаклинской — около 20; по Мелекесской — несколько выше 40%; по Якушкинской — около 25% и т. п.

Приток в колхозы, обслуживаемые МТС, сейчас еще невелик, но постепенно повышается. Вхождение в колхозы новых членов объясняется почти исключительно производственной работой МТС, ибо надо прямо сказать, что разъяснительная работа либо вовсе не ведется, либо ведется редко и случайно, — особенно сейчас, во время уборки и подготовки к осенней посевной. Производственный же пропагандистский эффект МТС весьма велик и сам по себе сокрушает кулацкую контрпропаганду. По колхозам Выровской МТС урожай яровых, например, выше урожая единоличников на 25%, а иногда и на 50%. Та же картина и по заволжским МТС.

Но еще нельзя сказать, что уже в нынешнем году механизированные колхозы дадут колхозникам достаточное материальное благополучие. Мы не в силах в течение одного года ликвидировать вековую нищету края, образованную засильем кулаков и помещиков, исключительно экстенсивным зерновым способом хозяйства и засушливостью климата.

Если мы возьмем село Екатериновское (Майнский район), то, по данным местных агрономов, чистый ежемесячный доход на середняцкую семью здесь равен десяти рублям. Эта цифра ярко показывает — с одной стороны, как велико здесь было классовое истощение трудового хозяйства кулачеством и, в прошлом, помещиками, а с другой стороны — на крайне низкую технику и организацию крестьянского хозяйства, обусловленную в конце концов тем же феодально-истощающим устройством общества. При этом надо помнить высокое качество заволжской земли и довольно большие нормы землеобеспеченности. Оказывается, что ни то, ни другое не помогает при экономическом господстве кулаков и при засушливом климате.

Теперь в селе Екатериновском есть колхоз имени Красного Путиловца, обслуживаемый Выровской МТС. Ожидаемый чистый доход на колхозную семью равняется восемнадцати — двадцати рублям в месяц; в то время как семья единоличника по-прежнему будет обходиться десятью рублями. Иначе говоря, за первый же сезон ведения механизированного коллективного хозяйства бедняк и середняк почти удвоил свой доход.

Однако доход колхозника мог бы быть увеличен и еще более разительно, если бы МТС работали более рентабельно. Рентабельность же эта сильно снижается низким процентом коллективизации, благодаря чему создается чересполосица колхозных и единоличных земель и трактора работают на маленьких массивах, с частыми переездами с одного массива на другой. Весенний сев по Мелекесской МТС происходил, например, в 100 местах, а по Якушкинской МТС отдельные трактора забрасывались на 70 километров от энергетического центра! Легко понять, насколько такие огромные и частые холостые пробеги, а также затрудненность подвозки горючего, невозможность технического надзора и прочие обстоятельства снижают в целом рентабельность МТС.

Чем это объясняется? Исключительно низким процентом коллективизации, при котором колхозные земли представляют лишь оазисы среди единоличных массивов. Дело доходило до того, что Якушкинская МТС не имела в радиусе 15−20 километров достаточного количества колхозных земель для загрузки своих машин, поэтому вынуждена была «разыскивать» земли дальше.

И вот обратный образец работы, когда МТС имеет вблизи себя большой массив. Колхоз «Путь Ленина» расположен в селе Чердаклы и обслуживается Чердаклинской МТС. В колхозе 410 дворов, примерно около 30% всего состава села. МТС добилась здесь такого увеличения посевной площади, такого качества и своевременности обработки земель и — в конечном счете — повышения урожайности, что в нынешнем году «Путь Ленина» сдаст около 65 тысяч пудов товарного хлеба, тогда как все село Чердаклы сдало в прошлом году (хорошем по урожаю) лишь 20 тысяч пудов. А ведь в селе было 1200 домохозяев, тогда как в колхозе лишь 410!

Главная задача для заволжских МТС — это содействие росту коллективизации, улучшение «землеустройства» своих районов, путем увеличения массивов и уменьшения их числа, за счет единоличных земель, включенных в колхозные площади. Это обстоятельство намного повысит эффективность работы тракторного парка и сделает выгодность колхозного механизированного хозяйства еще более высокой и ощутимой для каждого колхозника и для каждого единоличника.

*
Отмечая отсутствие массовой разъяснительной работы со стороны работников МТС, надо сказать, что и райколхозсоюзы этой работой занимаются без особого прилежания. Райколхоз-союзы имеют зуд покомандовать МТС, вместо того чтобы помочь бедняку и середняку-единоличнику найти свою дорогу в коллектив и этим самым, увеличив колхозные массивы, повысить эффективную работу тракторов, что само по себе потянет единоличников в колхозы. В развитии разъяснительной работы, в доведении до сведения единоличников всех успехов работы колхозов и МТС — сейчас заключается главная задача для районов с процентом коллективизации ниже пятидесяти. При успехе этой кампании, мы в будущем году можем доход колхозника, даже в самых отсталых экстенсивных районах, приблизить к заработку хотя бы чернорабочего в городе.
*
При таком положении первостепенное значение приобретает работа МТС с единоличниками. Скажем кратко, эта работа ведется плохо. Правда, все МТС отпускают для бедняков-единоличников по низкой расценке сельхозмашины (втрое-вчетверо дешевле, чем раньше ссужался бедняк у кулака); но этим дело и кончается: машина играет лишь техническую роль, а не политическую. В отдельных же случаях — например, в районе Якушкинской МТС — работа с единоличниками ведется более удовлетворительно (село Старая Бесовка). Здесь найдены правильные способы обслуживания завтрашнего колхозника. Из единоличных бедняков и середняков, желающих пользоваться МТС, создаются группы. Земля таких групп устраивается таким образом, что она становится соседней с колхозным массивом, — и запашка, посев, равно и уборка происходит на единоличной земле заподлицо с колхозной. Обычно после весновспашки такие группы единоличников уже переходят на устав ТОЗа; после же уборки все эти группы бедноты и середняков войдут целиком в колхозы. Таков легчайший способ перехода единоличников в колхозы, применяемый в районе Якушкинской МТС. Он, этот способ, начинается с прирезки земли единоличников, обратившихся за помощью к МТС, к ближайшему колхозному массиву. И обычно уже при первой массовой полевой работе единоличники «не выдерживают» и смешиваются с колхозными рядами.
*
Ни в одной из заволжских МТС нет механического транспорта. Старший механик, агроном, разъездные механики, директор и другие руководители или квалифицированные мастеровые ходят на тракторные отряды пешком, либо ездят на лошади, если ее еще не загнали до измождения. Тракторные же отряды зачастую находятся от станции за 30−40 и 50 километров. Ясно, что пешее техническое и организационное руководство делается немыслимым. Ясно, что если у далекого трактора случилась неполадка или потребовалась запасная часть, то он будет стоять двое суток, вместо двух-трех часов, ибо бежать на станцию за механиком и запасной частью надо иногда 70 верст, считая в оба конца. Можно без преувеличения сказать, что если бы на каждой МТС был один «Форд», то сотни часов простоев тракторов свелись бы к нескольким часам. Далее, технические, агрономические и политические работники МТС могли бы каждый тракторный отряд, каждый колхоз посещать не реже одного раза в три дня. Теперь же, благодаря пеше-конному транспорту, такие посещения бывают не чаще одного раза в две недели, считая до средне-удаленного отряда. При малочисленности агротехнического руководства, при малоквалифицированное тракторных кадров отсутствие механического транспорта в МТС означает совершенно непонятную штуку, нечто вроде вредительства. Ведь если МТС есть замкнутый круг механизированного сельского хозяйства, то тот, кто не посчитался с важнейшим звеном этого круга, с кадрами, кто обессилил эти кадры, сделав их беззащитными в пространстве, тот разорвал всю цепь механизированного хозяйства, — тот обрек тракторы на простои, людей при тракторах оставил без помощи и затормозил всю вращающуюся систему работы МТС. Одно это уже понизило, вероятно, работоспособность МТС и темп коллективизации не меньше как на 10%. Тут была совершена огромная организационная ошибка.

Все работники МТС в один голос говорят:

— Дали бы нам лучше не 43 «Интера», а 42 и даже 40, но обязательно прислали бы один «Форд». И мы на 40 «Интерах», при одном «Форде», сделали бы больше работы, чем на 43, но без «Форда».

Спрашивается, в чем же здесь затруднение? Ведь стоимость «Интера» или «Джон-Дира» и «Форда» примерно одна и та же. Почему бы сразу не дать МТС на один трактор меньше, но на один «Форд» больше. Валюты истратили бы ведь ровно столько же! А теперь как это исправить, когда сезон проработали пешеконным способом, когда уже набезобразничали, замучили людей и машины, когда не одна тысяча тонн зерна, благодаря отсутствию «Форда», ушла из-под стоячих тракторов!

Трактороцентру надо понять, что каждая МТС должна обязательно иметь «Форд» и грузовик, хотя бы за счет уменьшения тракторного парка, иначе трактора будут болеть сиротами в степи. МТС без «Форда» это трактор без руля, и нечего гнаться за мертвым количеством тракторов, — надо гнаться за тем, чтобы все наличные трактора были «живыми» и работали.

Эту ошибку надо исправить немедленно, не упуская осенней кампании, дабы сразу получить резкое улучшение работы МТС.

*
В одной из заволжских МТС я был свидетелем такой выразительной и торжественной картины: 14 лошадей взмыленных почти одновременно примчались к избушке, в которой помещалась контора МТС, и на тех 14 лошадях сидели верхом 14 человек.

Что это значит?

Директор МТС показал мне 2 телеграммы: первая телеграмма была из Трактороцентра, — в ней приказывалось ежедневно телеграфом давать сведения об уборке, молотьбе и сдаче хлеба, не подразделяя на культуры; вторая телеграмма была из Крайтрак-тора, из Самары, она приказывала давать то же самое, но по каждой культуре отдельно. И вот, во время уборки, когда каждый человек, каждая лошадь стоят столько же серебра, сколько весят они сами, 14 человек и 14 лошадей срываются с уборочных пунктов и несутся к станции во весь карьер, дабы доставить бумажку с экстренными сведениями. А что случится, если эти сведения давать раз в пятидневку? Знают ли в Крае и Центре, что ежедневная телеграфная сводка только по одному округу стоит не менее тысячи рублей? Теперь помножьте тысячу на число округов, где есть МТС, и получится стоимость сводки в Центре.

В Крае и Центре, вероятно, убеждены, что на местах в каждой избушке, в каждой деревне есть телефоны и люди работают шутя.

*
Необычайно жаль, что такая прекрасная по замыслу и результатам организация, как Трактороцентр, уже попалась в бюрократическое ущелье, и бьется в нем, истощая силы.

Трактороцентр присылает ежедневно каждой МТС не менее 3 циркуляров, иногда же сразу 10. В этих циркулярах излагаются зачастую самые общие политические идеи, точно на станциях работают младенцы, а не ответственные коммунисты. Там же, где чуть пахнет делом или новым предложением, циркуляр пишется бредовым стилем, суть которого в том, чтобы директор исполнил циркуляр, но так, чтобы Трактороцентр, если случится неудача, ни за что не отвечал.

Директора МТС дают руководству Трактороцентра единодушно отрицательную оценку:

— Все, что они нам пишут, — говорят они, — либо мы сами знаем и уже делаем, либо в газетах давно прочли, либо абсолютно невыполнимо, либо содержит какой-нибудь пустой либеральный совет, вроде беллетристики.

Что касается Крайтрактора, то он для МТС совершенно бесполезен. Ни одна МТС за все время существования не видела от Крайтрактора никакого толку. Все отношения МТС и Края ограничиваются посылкой в Край копий всего того, что пишется в Центр. Иногда же Край запрашивает какие-нибудь шаблонные сведения, — тогда МТС отвечает ему, а копию в Центр. Вообще Крайтрактор это не орган, а копия. Но вот Окртрактор это уже не мертвая копия, а живая вредная организация.

— Нам этот Окртрактор совершенно не нужен, он нам мешает, — говорят и старшие механики, и агрономы, и директора МТС. — Недавно приехал технический инспектор Окртрактора, назвался инженером-механиком, поехал собирать сложную молотилку, а после него нам пришлось ее разбирать… Что они, учиться сюда приезжают, командовать или работать!..

В Окртракторе есть какие-то агенты по снабжению. Хорошо, пусть снабжают. На самом же деле из-за отсутствия ушивочного ремня и простых тряпок стоят молотилки.

Мало того, запасные части идут на МТС через тот же Окртрактор (последний усиленно забирает под свою власть все и всяческие функции). Что же получается? Запасные части идут в округ, получаются им, распаковываются, вновь запаковываются и отправляются на МТС. Время, истраченное Окртрактором на эти дела, есть срок лишнего простоя тракторов. Таким образом, Окртрактор есть учреждение, энергично помогающее простоям тракторов. Но это не все. Дабы усилить простои, запасные части посылаются не прямо туда, где они нужны, а на групповую МТС, которая, подержав в руках ящичек с частью, истратив на это держание сутки или двое, шлет наконец эту запасную часть на вопящую МТС.

Примеры вредоносной деятельности Окртрактора можно умножить. Например, мы не сказали, как Окртрактор старается, чтобы выказать свою энергию, засыпает запросами МТС, совершенно бездельными и глупыми, а работники МТС усердно на них отвечают, оставив в стороне свои боевые дела.

Но ведь, скажут, округа ликвидируются! Да, но будет обязательно придумано что-нибудь их заменяющее. Например, какие-нибудь уполномоченные Крайтрактора и т. п.

Мы предлагаем реорганизовать систему Трактороцентра, внимательно выслушав тех, для которых городится весь этот огород, то есть МТС. Иначе мы замедлим дело механизации коллективного хозяйства, иначе мы истратим лишние миллионы рублей и заставим работать сотни людей себе во вред.

По эту и по ту сторону Волги МТС не имеют своих баз (мастерских, гаражей, домов и т. д.). Временно МТС расположены в селах или даже в двух-трех избушках и в одном полевом вагончике среди степи (Якушкинская МТС). Базы для МТС только начаты постройкой, причем из-за нехватки рабочих рук положение создается катастрофическое. Если к осени ремонтные мастерские не будут достроены, то весенний сев будущего года может оказаться сорванным. Например, в Чердаклах строится ремонтная мастерская для трех МТС: для Выровской, Мелекесской и самой Чердаклинской; но сейчас постройка не ведется. И если не будет прислано 60 плотников и 40 каменщиков, то сто с лишним тракторов останутся без ремонта и не смогут весной 31-го года выехать на работу. Вот здесь-то и нужна экстренная помощь Центра, Края и Округа. На самом же деле никто, кроме директоров МТС, не беспокоится. Директора же,

<Окончание автографа утрачено.>

Читайте также