Обучение управлению — Творчество Андрея Платонова

Обучение управлению

Наша задача в том, чтобы обучить управлению государством каждую кухарку.

Ленин

Пролетариат должен вести наступление на буржуазию в двух направлениях: на фронте военном и на фронте предрассудков.
На военных фронтах мы бьем буржуазию третий год, на фронте предрассудков мы только начинаем наступать.

Среди крепостей буржуазного духа, вроде религии, ложной науки и заблудившегося искусства, есть одна крепость, взять которую нам нужно немедленно. Это — предрассудок о том, что управлять государством могут только избранные, особые, ученые люди, а простому рабочему человеку это не по разуму.

Это — великая ложь, каменная стена, за которой держала правящая буржуазия рабочий класс и не подпускала его к управлению государством.

Такая хитрость буржуазии теперь нам очень понятна: если бы пролетарий понял нехитрую науку управления государством, увидел бы, как господствующий класс делает из человеческого общества машину угнетения одних другими, он бы недолго после потерпел буржуев на своей хребтине. И оттого первым действием восставших рабочих был захват политической власти и поворот всей политики управления в свою пользу.

Убеждение в том, что государством могут управлять только избранные, «лучшие» люди, есть злейший предрассудок, который мы не изжили до сих пор.

На самом деле управление государством есть обыкновенное обязательное дело каждого гражданина, которому он должен обучиться и которое должен знать, как знает другие свои обязанности члена организованного человеческого общества.

Наряду со специальными трудовыми знаниями каждый человек еще должен изучить общеобязательные знания: грамотность, классовую сознательность и умение управлять своим государством. Управление должно в обычной жизни превратиться в самоуправление, а когда человек попадает в руководящую государственную организацию, он должен свою способность самоуправления расширить до управления всем государством.

Сейчас, когда общественное пролетарское сознание в массах еще не достигло необходимой высоты для полной общественной жизни, нам все еще приходится управляться через особо избранных людей. И, конечно, очень часто в наши Советы попадают не лучшие, а худшие люди, которые и баламутят нашу жизнь, благо, часто действительно хорошие люди отказываются участвовать во власти, ссылаясь на дельные причины, вроде безграмотности.

Этого быть не должно, мы должны одолеть эти колючие проволоки на пути к полной общественной жизни, как безграмотность, робкость, замкнутость, крайне темное самолюбие и пр.

После преодоления этих сравнительно мелочей (по сравнению с нашей будущей общественной работой), мы должны перейти к поголовному очередному участию в управлении своей рабочей страной.

У нас есть только здоровые-счастливые и больные-несчастные вследствие многих боковых причин, вроде бедности, воспитания, темной загнанной жизни и др., изуродовавших человека и превративших его в преступника.

Когда мы уничтожим это наследство прошлых веков, мы будем действительно равными и честными во всех областях жизни, и тогда не будут управлять государством одни «лучшие», избранные, а все мы по очереди, по порядку. Каждый узнает тогда эту простую науку, и никто не употребит ее в пользу себе и во вред другим — честность и совесть тогда будут необходимыми качествами каждого человека, а умение управлять государством — обязательным знанием, как теперь грамотность.