Единая сила
Английский министр Керзон предложил нам посредничество Англии в ведении мирных переговоров с Польшей. Наше правительство ответило, что Англия не может быть беспристрастной посредницей, так как она сама воюет с нами, что мы можем смириться с Польшей непосредственно, а не через третьи руки, не по благословению самого кровожадного, самого подлого правительства Англии.
Керзон, кроме того, предложил помириться с Врангелем и оставить за ним Крым. Это значит, что в Англии не знают духа революционной России, ее стремления к свободной, независимой жизни, когда никто не угрожает ни спереди, ни сзади, никто не прячет за спиной ножа.
Английское же правительство думало, что мы могли бы согласиться на такой мир, когда у нас под боком царствует Врангель.
Ответ нашего комиссара по иностранным делам т. Чичерина скажет не одной Англии, а всему миру, что Россия теперь не та, которая была год-два назад, когда она шла на все уступки, на всякие тяжелые и унизительные условия, лишь бы завоевать себе мир и право на жизнь.
Собравшиеся в России представители рабочих всех стран на всемирный съезд Интернационала заявляют нам о том, что заграничные пролетарии готовы нас поддержать, что революция и у них гремит, призрак разрушения, призрак мести капиталу ходит и там.
Англия забыла, что в мире явилась новая могущественная сила — Интернационал.
Эго пострашнее коммунистической России, которая в одном месте, которую можно оцепить солдатами. Интернационал же всюду, он — пожар под ногами, война с ним — гражданская война, война на улицах, самая страшная для буржуазии война.
Англия, чувствуя себя господином земли, снисходительно заговорила с Россией. Но она уже не господин земли, она дряхлый старик, у которого повыгнили все зубы и дрожат руки.
Это не только Россия сказала Англии: «Не надо твоего мира, ты не сможешь его дать никому». Это сказал новый действительный господин земли — Интернационал, когда сознал, что он живет и что он единственная сила, способная спасти и оживить мир.