Вопросы сельского хозяйства в китайском земледелии
Рядом и одновременно с работой над влагооборотом мы должны работать и над устройством круговорота веществ (этот круговорот есть и сейчас, но он стихийный и совсем не выгодный для человека; стихийный круговорот веществ приведет к невозможности выгодно работать на земле). Нам надо учредить такой круговорот веществ, чтобы он держал почву на высшей ступени плодородности, в состоянии заряженности энергией урожаев.
Мне кажется все больше и больше, что точка опоры, посредством которой действительно можно перевернуть и преобразовать мир, лежит в прошлом, в истории человечества в широчайшем смысле понятия, в сумме опыта рас, наций, народов и культур. Пролетариат призван эту еле измеримую сумму опыта <накопленную> на протяжении сотен тысяч лет работы всех человечеств (будем так говорить: это точнее) обитавших на земле, привести в систему, т. е. в форму конструкции, укладывающуюся в голове одного человека. Эта система и есть рычаг и точка опоры для коренного преобразования вселенной.
Возьмем маленький (сравнительно со всем) опыт старого и большого народа — китайского — китайское земледелие. Оно известно очень многим, но у нас в России его, кажется, не применяет никто, даже в виде опыта.
Китайское земледелие и есть разгадка того удивительного для нас явления, как китайская семья человек в десять живет на осьмушке десятины.
Китайское земледелие состоит в постоянном, правильном и обильном удобрении почвы калом человека и животных. Это самое дешевое удобрение и самое нужное для растений, ибо в человеческих экскрементах содержатся в готовом виде все те вещества, кои нужны растению для его еды и роста. Вот и весь фокус прокормления китайца на немногих саженях. Мы не можем сказать о потребном количестве экскрементов на одну десятину для данной культуры, почвы и климата для получения наивысших урожаев — литературы по этому вопросу достать не удалось, но китайцы работают с черепушками, горшочками, на руках доставляют в поле такое удобрение. Наверное, его требуется немного. Но вот увидим. Необычайно полезна также моча, содержащая много азота, добавление ее к корму коровы повышает ее удой.
Китаец давно понял, что землю надо тоже кормить, чтобы она кормила, а не опустошать, не обессиливать ее урожаями бесплатно. Пора и нам, русским, да еще социалистам, понять эту правду. Ведь не в чудесном неистощимом краю мы живем, а в железной, жесткой природе, похожей скорее на бухгалтера, на математика и коммерсанта, чем на родителя человека. Мы обильны чувствами, талантами, но в нас только зародыш истинного повелителя мира — сознания — ив этом наша гибель и убожество, бесславие и равенство глисту.
Губземуправление через свое отделение гидрофикации создает в совхозе «Надежда» опытную станцию по китайскому земледелию. В «Надежде» 30 десятин сплошного почти совсем бесплодного песку. Станция должна превратить его в тучную почву. (Пользуюсь случаем еще раз попросить Сельтрест поспешить возвратить «Надежду» из аренды в ГЗУ, ибо вопрос этот давно разжеван и решен: в теперешнем состоянии «Надежда» ничего, кроме убытка, не даст. Зачем же задерживать и тормозить работу других учреждений?)
Транспортные средства «Надежды» — четыре вола, две лошади — будут пущены на ст. Отрожки, откуда и будут доставляться экскременты человека на поля «Надежды». В будущем, как соберемся со средствами, около Воронежа построим завод для переработки экскрементов в особую пудру «пудрет» (за границей это есть), на этот же завод для переработки в удобрение будут свозиться, кроме извержений жителей всего города, и трупы павших животных и людей. Пока же научимся работать в «Надежде».
Китайское земледелие есть будущее благоденствие русского крестьянства. Его значение не меньше значения электрификации. Это надо усвоить, растворить эту мысль в своем сознании и организме, а не поверхностно прочитать.
Наша общая цель, и отделения гидрофикации при ГЗУ в особенности, — рациональный круговорот веществ на земле, т. е. наивыгоднейший человеческому обществу.
Отделение гидрофикации берется за китайское земледелие не потому, что таково задание, а потому, что никто за него не взялся, а силы свободные у нас есть.