Электрические воздушные линии
Пока не изобретена беспроводная передача больших мощностей электрической энергии или аккумуляторы огромной ёмкости при неимоверно малом весе — до тех пор электрический аэроплан — только неглубокая мечта.
Но признак всякого хорошего пути есть его относительное сопротивление движению. Поэтому стремление человека к воздушному пути как пути с наименьшим сопротивлением из всех известных нам дорог — есть вещь целесообразная.
Но можно ли электрический воздушный транспорт осуществить сейчас, хоть отчасти, не в смысле указанного сейчас идеала?
Можно, и очень хорошо, и очень легко.
Как же?
Государственным планом электрификации России намечены к переводу на электрическую тягу железнодорожные магистрали, в первую очередь: Донбасс—Москва, Донбасс—Царицын, на Урале Пермь—Гороблаго датская; во вторую очередь: Москва— Петроград—Мурманск, Москва—Нижний, Донбасс—Петровск, Уфа—Челябинск и еще кое-что на Урале.
По всем этим направлениям потянутся электрические линии для питания электровозов, и по всем этим же направлениям можно устроить воздушный транспорт — для перевозки почты, пассажиров и срочных грузов.
Технически это пустячная вещь, социально совершенно безопасная, экономически — немедленно осуществимая и выгодная бесспорно и очевидно.
Первый раз в мире электромотор завращает пропеллер и электричество повезет человека по воздуху. Мы тут воздух используем как путь, и нам не важна высота полета, а важны грузоподъемность и скорость.
Если мы возьмем обыкновенный аэроплан и переконструируем его для наших специальных целей, т. е. отымем от него те части (или облегчим, упростим их), которые предназначены для ответственной работы при свободном полете, поставим на такой несколько перестроенный аэроплан электромотор облегченного типа (сделать это опять-таки технически легко, изготовив электромотор, например, из алюминия, кроме некоторых, незначительных по весу частей, где это сделать нельзя, и облегчив всю конструкцию). Потом аэроплан (электромотор) надо соединить с линией гибким двух- или трехжильным проводом (смотря какой ток), свитым, конечно, в одно, и сцепить этот провод с линией бегущими роликами. Провод этот будет длиной саженей, примерно, двенадцать, и саженей семь-восемь над линией будет лететь сам аэроплан. Сконструировать нужные для этой цели ролики, не сползающие с линии ни при каких отклонениях аэроплана, очень легко, как и все детали для передачи тока на аэроплан. Сам аэроплан должен иметь усиленные плоскости и другие приспособления для планирующего спуска, чтобы и с такой незначительной высоты можно было легко и безопасно спланировать в случае какой-либо катастрофы. При управлении рулями надо ориентироваться по электрической магистрали.
Вот приблизительно и все для схемы оборудования воздушных электрических линий. Говорить о том, что при электромоторе полет неимоверно безопаснее, дешевле и изящнее, чем при всяких бешено ревущих тепловых моторах, говорить об этом нет надобности — это дело известное и давно чаемое всеми аэротехниками. Устройство таких «привязных» воздушных линий и будет переходным этапом к линиям свободного воздуха.
На станциях для спуска и подъема аэропланов должны быть устроены эстакады, причем подъем и спуск будет совершаться с тормозными приспособлениями, так что эстакадные площадки будут небольшими.
Хорошо и разумно бы было связать проект воздушных электрических линий с планом и проектом электрификации России.
Эту вещь мы и предлагаем центру и местам, если только центр слушает мысль мест, а он это, несомненно, делает. Мы постараемся выхлопотать от центра какой-нибудь старый аэроплан вышедшей из употребления конструкции и произвести опыты привязного полета над линией здесь, в Воронеже. Тем более что это ни с какими особыми затратами не связано, и все для таких опытов у нас в Воронеже найдется, и можно сделать, чего нет.
А дело это громадной государственной важности.
Только так и никак иначе (благодаря уровню современной техники) можно воздух сделать обычной человеческой дорогой. И к сооружению таких линий есть все реальные предпосылки революционной современности.
Электричество, наряду с другими помощниками человека, должно победить и пространство, эту первую причину дикости, голода и душевной нищеты.