Выключенные дни
Сейчас у нас есть несколько церковных праздников, в которые все заводы и мастерские всей РСФСР останавливают машины и распускают рабочих.
Эти праздники признаны декретом днями нерабочими.
В стране, воюющей за социализм, объявившей смерть предрассудкам, и самому опасному из них — религии, в такой стране такой закон может объясняться только как уступка еще невежественной религиозно настроенной массе, как уступка временная.
Но, кроме этой безличной, пока еще враждебной нам по невежеству массы, есть в России передовой, двигательный, ведущий организм рабочих-коммунистов, которые волокут за собой на баррикады революции всю громаду еще только просыпающейся России. Они дают тон и цвет русской революции, а русская революция начинает уже давать краску всему миру.
Значит, организованный коммунистический пролетариат России начинает становиться головою, командующим центром мировой жизни. Это он поставил человечество на новые, быстрые колеса.
Жизнь Красной России должна быть жизнью ее организованного пролетариата, и этот пролетариат не должен отступать от своих основных принципов в угоду не поспевающей за ним массе.
Поэтому закон о нерабочих днях— церковных праздниках — должен быть изменен. И вообще все законы об отдыхе должны быть пересмотрены.
На первое будущее с церковными праздниками можно покончить так: церковные праздники объявляются рабочими днями, машины не останавливаются, гудки гудят, но с таким условием: старые рабочие с религиозными пережитками освобождаются от наказания за неявку на работу в такие дни, для всех же сознательных рабочих и коммунистов труд в эти дни обязателен.
В первое время на работу не будет являться огромное большинство: бог превратится в покровителя лодырей. Но небольшая часть рабочих придет в мастерские.
При теперешнем строго организованном, взаимном, преемственном процессе производства с такой маленькой кучкой все данное производство запустить полным ходом нельзя. Слесарю нужен токарь, токарю — литейщик, а всем вместе — энергия электрической станции, т. е. ее кочегары, механики и электрики.
Если в такой взаимной производственной цепи будут обрывы, то организованного, целесообразного производства не будет.
Это ясно. Поэтому на первых порах работа в церковные праздники будет вроде субботников — черная работа и отчасти только работа по специальности, повседневная, насколько это можно по характеру труда и другим условиям для некоторых из работающих.
В будущем эти передовые отряды рабочих будут вырастать в количестве, по мере роста коммунистического сознания в самой массе, и это будет крепкая часть антирелигиозного фронта.
Переиздание декрета в такой форме есть единственно правильное коммунистическое решение вопроса о праздниках церкви.
В какие же дни должен, однако, прерываться производственный процесс Республики, а рабочие массы выключаться из труда для отдыха?
Во всей истории до нашей поры этот вопрос решался случайно, стихийно, бессознательно, под давлением предрассудков и совершенно нерационально.
Коммунизм должен этот вопрос решить научно, физиологически. Надо начать с исследования человеческого рабочего организма, открыть кривую его работоспособности, сопротивляемость ядам, усталости, физическую разрушаемость молекул под влиянием повышенной температуры и продолжительного нервного напряжения, надо учесть всякие вредные изменения работающего организма и тоже найти для них кривую.
Это серьезный научный вопрос, но его надо как можно скорее и точнее решить, только тогда мы сможем установить периодические дни, когда все рабочие будут выключаться из производства. Этот день может быть пятым, десятым; может, потребуется установить не один, а два-три дня непрерывного отдыха для приведения обессилевшего рабочего организма в работоспособное состояние.
Дни отдыха надо тоже сделать косвенно производственными днями, т. е. чтобы проходили они не бессмысленно, чтобы организм действительно в них накачивался энергией, заряжался, а не обессиливался бы дальше (как бывает в теперешние «праздники»).
Поэтому дни отдыха должны стать производителями работоспособности организмов, т. е. опять-таки — дни отдыха — дни производственные по сущности.