Анархисты и коммунисты
Мы будем рассуждать не о тех людях, которые бродят по деревням и лесам, режут и грабят и называют себя анархистами. Они — не анархисты, им имя дает их дело.
Настоящий же анархизм есть учение о ненужности и вредности всякой власти на земле, учение о безначалии.
Если изучить капиталистическое учение, а потом за ним — анархизм, то можно увидеть в них глубокое сходство. И больше того: анархическое учение есть прямой, однокровный наследник учения буржуазии.
Что требовал капитализм для себя? Свободы, прежде всего. Но только для себя — все остальное должно быть ему подчинено, и государства для осуществления такой свободы капитала строились так, чтобы капитал в них был началом и господином.
Анархисты же, думая о необходимости справедливости на земле и о равном распределении богатств среди людей, хотели это осуществить уничтожением всякой власти, они хотели раздробить капиталистическую машину и рассыпать людей, чтобы дать им волю.
Иначе говоря, они хотели уничтожить организацию капитала и потом из человеческой беспорядочной, темной смеси создать новую организацию, имеющую в каждом человеке начало и конец.
Анархисты всегда напирают на то, что их учение шире учения о политике и хозяйстве, что анархизм заложен в природу человека, он одна из основных сущностей человека.
Сопоставляя это опять-таки с учением капиталистов, с их положениями о природном влечении человека к собственности, к личному богатству, очень ясно, откуда течет анархизм. Он тоже учит о мощной человеческой личности, которая превыше всего, о бесконечном устремлении ее к победе над всем,
Анархизм есть развитие буржуазного капиталистического учения.
Коммунизм есть тоже, по сущности, развитие капиталистического учения, более совершенная форма мирового хозяйства. Но анархизм есть развитие капитализма вширь, а коммунизм — вглубь. В этом вся разница.
Анархисты не перестроят, не изменят мира, они разовьют, расширят капитал в его старой рубашке. Они и капитал не изменят, а только откроют ему шире ворота.
Коммунизм изменяет форму капитализма и дает ему общечеловеческий характер. Делая единственным капиталистом-собственником на земле все человечество, соединяя все богатства в одно, для одного хозяина.
Анархизм же исходит из мелкого озверения, остервенения отдельного человека буржуазного общества, захотевшего тоже стать «вольным» человеком — буржуем.
Этим капитал не убьешь, а только погладишь его.
Коммунисты пошли другой дорогой. Они вовсе не разрушают той действительно общечеловеческой сущности, которая есть и в капитализме, — желания блага. Они только делают капитал общечеловеческим, дают ему мировую организацию, строгие, точные формы, единую окраску.
Осуществляют они эту цель через пролетариат, через его человеческое влечение к благу и жизни, прибавляя к этому еще то, что личнокапиталистическая форма хозяйства по многим условиям превратилась в разрушителя всякого хозяйства на земле, в хищника.
И коммунисты ведут пролетариат весь, а не пролетариев.
Они завоевывают собственность, богатство земли для всего пролетариата, чтобы было возможно превратить имеющееся уже богатство путем организованного труда всех людей в еще большее богатство, в еще большее благо.
Личную, отдельную собственность коммунизм сливает в единую собственность пролетариата, человечества и делает эту собственность оружием дальнейшего труда.
Коммунизм есть усовершенствование капитализма, придание ему совершенной формы через превращение в хозяина всего человечества.
Анархизм же есть утверждение капитала в старых формах, топтание на месте, его простое развертывание, желание одного человека победить других, и стать «свободным» человеком — буржуем, и даже сделать из себя бога.