Анархисты и коммунисты
Мы будем рассуждать не о тех людях, которые бродят по деревням и лесам, режут и грабят и называют себя анархистами. Они — не анархисты, им имя дает их дело.
Настоящий же анархизм есть учение о ненужности и вредности всякой власти на земле, учение о безначалии.
Если изучить капиталистическое учение, а потом за ним — анархизм, то можно увидеть в них глубокое сходство. И больше того: анархическое учение есть прямой, однокровный наследник учения буржуазии.
Что требовал капитализм для себя? Свободы, прежде всего. Но только для себя — все остальное должно быть ему подчинено, и государства для осуществления такой свободы капитала строились так, чтобы капитал в них был началом и господином.
Анархисты же, думая о необходимости справедливости на земле и о равном распределении богатств среди людей, хотели это осуществить уничтожением всякой власти, они хотели раздробить капиталистическую машину и рассыпать людей, чтобы дать им волю.
Иначе говоря, они хотели уничтожить организацию капитала и потом из человеческой беспорядочной, темной смеси создать новую организацию, имеющую в каждом человеке начало и конец.
Анархисты всегда напирают на то, что их учение шире учения о политике и хозяйстве, что анархизм заложен в природу человека, он одна из основных сущностей человека.
Сопоставляя это опять-таки с учением капиталистов, с их положениями о природном влечении человека к собственности, к личному богатству, очень ясно, откуда течет анархизм. Он тоже учит о мощной человеческой личности, которая превыше всего, о бесконечном устремлении ее к победе над всем, т. е., в сущности, о хотении человека приобрести в свою собственность весь мир — это конечная, все покрывающая, последняя откровенная мысль буржуя.
Анархизм есть развитие буржуазного капиталистического учения.
Коммунизм есть тоже, по сущности, развитие капиталистического учения, более совершенная форма мирового хозяйства. Но анархизм есть развитие капитализма вширь, а коммунизм — вглубь. В этом вся разница.
Анархисты не перестроят, не изменят мира, они разовьют, расширят капитал в его старой рубашке. Они и капитал не изменят, а только откроют ему шире ворота.
Коммунизм изменяет форму капитализма и дает ему общечеловеческий характер. Делая единственным капиталистом-собственником на земле все человечество, соединяя все богатства в одно, для одного хозяина.
Анархизм же исходит из мелкого озверения, остервенения отдельного человека буржуазного общества, захотевшего тоже стать «вольным» человеком — буржуем.
Этим капитал не убьешь, а только погладишь его.
Коммунисты пошли другой дорогой. Они вовсе не разрушают той действительно общечеловеческой сущности, которая есть и в капитализме, — желания блага. Они только делают капитал общечеловеческим, дают ему мировую организацию, строгие, точные формы, единую окраску.
Осуществляют они эту цель через пролетариат, через его человеческое влечение к благу и жизни, прибавляя к этому еще то, что личнокапиталистическая форма хозяйства по многим условиям превратилась в разрушителя всякого хозяйства на земле, в хищника.
И коммунисты ведут пролетариат весь, а не пролетариев.
Они завоевывают собственность, богатство земли для всего пролетариата, чтобы было возможно превратить имеющееся уже богатство путем организованного труда всех людей в еще большее богатство, в еще большее благо.
Личную, отдельную собственность коммунизм сливает в единую собственность пролетариата, человечества и делает эту собственность оружием дальнейшего труда.
Коммунизм есть усовершенствование капитализма, придание ему совершенной формы через превращение в хозяина всего человечества.
Анархизм же есть утверждение капитала в старых формах, топтание на месте, его простое развертывание, желание одного человека победить других, и стать «свободным» человеком — буржуем, и даже сделать из себя бога.