Огни Волховстроя — Творчество Андрея Платонова

Огни Волховстроя

Сооружение Волховской силовой установки, требующее от государства содержания и прокормления 10000 человек в течение 4 лет, создаст трудовую армию в 1200000 человек, бессмертную, преданную стране.
Записки главного инженера Г. О. Графтио

Для работ по регулированию стоков рек в Воронежской губернии Губземуправлению потребовались экскаваторы (землечерпательные снаряды). Дело это новое, поэтому для ознакомления с работой экскаваторов я поехал предварительно на Волховстрой, а оттуда на заводы Ленинграда для заключения договора на изготовление экскаватора.


От Ленинграда до станции «Волховстрой» (через Званку) идет специальный вагон управления строительства. Не доезжая Званки уже видно огромное зарево на низких зимних тучах. В вагоне едут инженеры, охотно рассказывающие историю этих неимоверных работ. 11 часов ночи. Мы переезжаем мост через р. Волхов. Направо — океан огня, свист пара, узкоколейки с бегающими паровозиками почти посредине реки (в котловане шлюза), долгие тревожные гудки и неясный шум борьбы человека и механизмов с материей.

Работы идут круглые сутки — и не менее 16 часов при свете электричества. Район работ обнесен высоким забором, проходы охраняются военными караулами.

Проходим главные ворота. Идем по главной улице города Волховстроя — по Волховскому проспекту. Этот город выстроен в 2-3 года. Он прекрасно распланирован, ярчайше освещен, имеет театры, кино, клубы, бани, больницы, водопровод, центральное отопление, ЦРК, пожарные команды, мостовые, тротуары, садики и прочее. В нем около 12 000 населения: администраторы, техники, рабочие строительства. Раньше тут было болото, теперь — проспекты, улицы, следы летних цветов, пение и грохот работы.

Далее, экономя место, я буду оперировать исключительно цифрами.

Для производства основных работ потребовалось гражданских вспомогательных сооружений 34 600 куб. саженей.

Река Волхов вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро. Длина реки 222 километра. Волхов судоходен по всему течению, за исключением Пчевских и Волховских (Петропавловских) порогов, где проход судов сильно затруднен. Волховские сооружения имеют двоякую цель: силовое использование подпертого течения р. Волхова и коренное улучшение водного пути, соединяющего Ленинград с бассейном озера Ильменя, посредством перекрытия порогов. Для силового использования подпертого течения сооружается глухая водосливная плотина длиною 210 метров. Правое плечо плотины сопряжено в так называемом «узле сооружений», где соединены все основные сооружения установки: ледозащитная стенка, которая пропускает воду в так называемую аванкамеру, отцеживая ее ото льда, и главное здание с машинным залом. Общая длина ледозащитной стенки 249,30 метра. Силовое здание имеет длину 193 метра и ширину по обрезам фундамента — 39 метров. По высоте силовая станция вдвое выше самого высокого здания в Ленинграде.

В машинном зале будет установлено восемь электрических генераторов, преобразующих механическую энергию падающего речного потока посредством турбин в электрическую. Кроме восьми больших агрегатов (турбогенераторов) будут установлены два малых — для возбуждения и для нужд самой станции.

Однокамерный шлюз имеет длину камеры 149 метров и ширину около 17 метров. Осадка судов допустима до 2,134 метра в среднюю воду. Тяга судов будет производиться электрическими кабестанами.

Установленная мощность Волховской гидроэлектрической силовой станции равна 80 000 лошадиных сил (по 10 000 л. с. на каждый генератор). При больших колебаниях расхода воды в р. Волхове средняя годовая мощность может быть принята за 40 000 л. с. Приняв это, Ленинград будет в год получать энергии 240 000 000 киловатт-часов по цене в 2,28 коп. за каждый отпущенный киловатт-час. Теперь же стоимость 1 кВт.ч в Ленинграде около 20 коп. Разница серьезная, и работать стоит из-за нее.

Высота подпора воды плотиной равна 10,5 метра. Большей высоты нельзя было допустить, т. к. озеро Ильмень тогда вышло бы из берегов. Однако изыскания по Ильменю сейчас ведутся с целью выяснения возможности создания из Ильменя мощного водохранилища-регулятора, чтобы, регулируя водоспусками в истоках р. Волхова расход последнего, достигнуть постоянной работы установленной мощностью (80 000 л. с.), а не средней (40 000 л. с.).

Расход же воды в Волхове крайне неравномерен: он колеблется от 100 до 2400 куб. метров в секунду.

Напряжение на борнах генераторов будет 11 000 вольт, трансформацией на станции это напряжение повышается до 110 000 вольт и отдается в линию передачи на Ленинград; понижающая подстанция в Ленинграде принимает напряжение в 100 000 вольт (10 000 утрачивается на преодоление сопротивления линии), это напряжение подстанция понижает до 35 000 вольт и в такой форме отдает ток на подстанции Ленинградской сети.

Полная стоимость Волховской гидроэлектрической силовой установки (от реки до потребителя) исчисляется в 54,8 млн. руб. (не считая стоимости шлюза).

На производство такого же количества энергии, сколько дает Волховская установка (240 млн. кВт.ч в год), паровым станциям потребовалось бы угля 20 000 000 пудов высшего качества, стоимостью около 7 000 000 руб. Для доставки такого количества угля из Донбасса потребуется в год 38 250 000 вагоно-верст.

Для сооружения Волховской установки и шлюза потребуется около 14 млн. рабочих дней, вынуть 750 000 куб. метров грунта, заготовить и употребить в дело 300 000 куб. метров камня, 200 000 куб. метров песку, 74 000 тонны цемента, 7500 тонн железа, 112 200 куб. метров леса, затем потребовалось различное вспомогательное оборудование (узкоколейки, суда, временные электрические станции, паровозы, экскаваторы, топливо и многое другое).

Цифры говорят без жалких слов за неимоверность и величие этой мировой работы. Открытие Волховской станции — это будет второе мировое событие после Октября 17 года в истории человечества за последние десять лет.