Надлежащие мероприятия (Социальн<ая> сатира наших дней)
Действ<ующие> лица:
1) Родных — главн<ый> инспектор-рационализатор РКИ.
2) Маврин — слесарь-инструментальщик завода «Красный Шкив».
3) [Чалый] — председатель эксперт<ной> комиссии.
4) Советская власть.
5) Госаппараты.
6) Бюрократы.
7) Рабочие.
8) Мешок с рационализаторским инструментом.
I.
Вращается шкив. Плавно ходит приводной ремень. Виден сапог рабочего. В середине шкива — во втулке — начинается дрожание. Ремень танцует. Шкив скашивается, ремень соскакивает и завивается вверху петлями.Рука быстро переводит рычаг на холостую. Станок останавливается. У станка Маврин. Большой план. Осматривает шкив. В нем лопнули все спицы вокруг втулки. Маврин снимает обод шкива. Расшпонивает втулку. Заворачивает все в «Рабочую Газету». Наверху (видно зрителю) крупная надпись — отдел газеты — «Рационализация промышленности».
В конторе мастера. Мастер. Маврин предъявляет лопнувший шкив. Мастер серьезно осматривает шкив по больным сечениям. Не удивляется.
Пишет записку. Записка:
Тов. Климохину, литейный цех.
Вот ваше новое литье. Чугун не волокнистый. Вы хлеб печете, а не металл.
Мастер Позднышев
С запиской в руке, со шкивом под мышкой (в той же газете) идет по заводскому двору Маврин.Литейный цех. Видны вагранки. Работают формовщики. Встречается с литейным мастером — Климохиным. Записка предъявляется. Показывается шкив. Все время видна газетная надпись «Рационализация промышленности».
Климохин подходит к стене, — прикладывает блокнот и пишет:
В главную контору, инженеру т. Брук. Я говорил вам, что металл в печах не созревает. Печи требуют капитального ремонта.
Климохин.
В руке Маврина две записки, под мышкой шкив в газете. Идет по заводскому двору. Маврин спотыкается о двутавровую балку. Шкив падает: обод его бьется на три части. Две бумажки вылетают. Маврин гонится за ними. Бумажки где-то садятся за буграми железного лома. Там бурьян и мусорное место: сор, бумажки, картонки и пр<очее>. Маврин находит свои две бумажки. Засовывает в карман.Кабинет инженера Брук<а>. Полное оборудование: диаграммы, модели, образцы. Входит Маврин. Предъявляет обе бумажки. Кладет шкив на стол. Инженер читает:
Акт
Мы, нижеподписав
«Красный Шкив» — с од
и «Красный Элемент
обязался поставить в
щее: чугунное литье по
в виде 4000 шкивов диа
Первый поставляет, вто-
рой принимает. При
оказалось: шкивы диа
годны: сопротивляемость
на срез ниже дерева и
шкивы забракованы
ЧЛЕНЫ: Фи
Мокро
Каце
Инженер читает другую записку:В глав. к-ру
(см. 2 зап.
2 стр.)
Инженер пишет на обороте акта:В Комиссию [по] рационализации
производственного совещания при завкоме.
По принадлежности.
Инж.-мех. Брук.
Вечером идет заседание заводской комиссии по рационализации.На столе шкив в газете. На нем две бумажки. За столом Маврин и прочие члены. Предзавкома говорит стоя. Показывает на шкив:
Мы тысячу раз указывали администрации…
В наших печах нельзя лить…
Предлагаю отправить в РКИ все дело. Акты рвут, а шкивы лопаются без актов…
Ночь. Улица рабочей слободы. Маврин возвращается домой со шкивом под мышкой.
Скудно обставленная небольшая комната. По комнате ходит высокий человек: в папахе, штаны-галифе, сапоги со шпорами, френч, сабля, в углу его винтовка. Вся одежда очень старая. Взгляд мрачен, лицо рябое, клок волос на правом виске. Тип эпохи военного коммунизма. На сундуке его кожаная сумка и фляга.
Убежденный любитель военного коммунизма, сподвижник Маврина в славных походах гражданской войны — товарищ Чалый, Он прибыл из далекой коммуны «Революционный заповедник имени 1919 г.»
Входит Маврин. Дружеское лобзание.
Маврин разжигает примус. Чалый вынимает из сумки бутылку мутной жидкости. На бутылке этикетка (большим планом):
Смерть буржуям
Чалый поболтал ее в руке, выбивает пробку и пьет. Потом предлагает Маврину. Тот смеется, видя этикетку, и тоже выпивает.Часть вторая
Тьма. В середине тьмы сереет пятно окна. Утро. На сундуке Чалый спит во всем обмундировании. Сабля лежит на груди.Молочница идет по улице. Стучит в дверь Маврина. Чалый вздрагивает. Саблей скидывает крючок с двери. Молочница. Чалый по комнате <ищет?> посуду. Допивает из бутылки «Смерть буржуям» и дает ее. Молочница нацеживает туда молоко.
Маврин глядит на обоих с пола, где он спал.
Маврин смотрит на стенные часы — ходит. Стрелки показывают час: часы стоят, гиря опустилась до полу.
Маврин одевается. Говорит Чалому:
Друг. Тебе все равно делать нечего. Снеси попозже шкив с бумагой в РКИ. Я тебе расскажу — куда.
Чалый идет со шкивом по улице. Его все оглядывают и обходят. Спешат элегантные барышни. Чалый их внимательно изучает, даже останавливается и провожает взглядом.
Чалый у Ильинских ворот. Уличные часы: без десяти минут 9. Лава служащих — беспрерывный поток. Большинство с портфелями. Портфели все время касаются галифе Чалого. Он отряхивает галифе.
Несутся автомобили. На трамваях висят люди. Милиционер свистит и снимает лишних пассажиров.
Чалый шалеет. Останавливается и выходит на дорогу. Автомобиль, сберегая Чалого, гудит, потом тормозит так, что задние колеса перестают вращаться — автомобиль ползет и останавливается. Чалый машет шоферу:
Объезжай!
Лава служащих стремится все быстрее. Уличные часы: без пяти минут 9. Люди уже бегут.
Здание РКИ. У входов давка спешащих служащих. Чалого вместе со шкивом вталкивают внутрь. Он мчится по лестнице в гуще барышень. На площадке лестницы стол. За столом строгий человек в очках. Над человек<ом> часы. На них точно 9. Человек ежесекундно глядит на часы. У стола давка. Барышни моментально расписываются. Чалый у стола. Кладет шкив на ведомость. Человек за столом пугается. Чалый наклоняется и медленно внятно расписывается, заканчивая подпись фигурой лебедя.
Близкий план:
831. Евтюк
832. Фомина
833.ЧАЛЫЙ
834.
Чалого выталкивают скопившиеся барышни. Шкив ему подают после через головы и прически.Чалый бродит по коридорам учреждения. Красные уголки. Клубы. Надписи отделов и подотделов. Все стены коридора увешаны плакатами, диаграммами, схемами и пр<очим>. Чалый сначала их читал, потом бросил. Он попадает в глушь учреждения. Темный коридор. Диван в конце. На диване дремлющая старушка. Стол. На столе большой чайник и несколько сот стаканов.
Над старушкой художественный плакат (большим планом): нарисована мощная фигура рабочего, он указывает пальцем вниз — там надпись: «Что ты сделал для рационализации производства и госаппарата? Если ничего — иди и рационализируй сейчас же!»
Чалый близко подходит к плакату. Стоит спиной к зрителю. Потом спрашивает у старушки. Та говорит.
Огромный кабинет. Четыре человека за дубовыми столами. Посреди седой старик — вождь трех: сидит за самым большим столом и в центре.
Чалый входит и кладет шкив на стол старику. Тот пишет, не обращая внимания. Чалый уходит. Старик взглядывает на него:
Возьмите расписку в получении доставленного!
Чалый оглядывается:
Бери даром! Колесо порченое.
Чалый бредет по московской улице, где магазины. Осматривает окна с выставками. В одном окне видит дамские панталоны. В другом — макеты женщины и мужчины в шубах.
Дальше идет. Едет автомобиль: в нем едет человек в фуфайке и видит Чалого. Автомобиль приостанавливается. Пассажир его хочет кликнуть Чалого. Уезжает.
Чалый подходит к роскошной витрине. В витрине: ризы, иконы, подсвечники, чаши — божественная утварь. Чалый делает три шага. Соседняя витрина: красные знамена с золоченой бахромой, советские гербы, красноармейские значки и проч<ее>. Чалый возвращается к предыдущему окну (божественная утварь). Сравнивает обе витрины.
Быстро входит в магазин. Обнажает шашку. Хозяин в трепете.
Чалый смахивает саблей церковную утварь. Берет с другой витрины красное знамя и выходит с ним на плече. На другом плече у Чалого сверкающая сабля.
Хозяин магазина спешит вслед и не знает, что ему делать.
Чалый оборачивается:
В ногу, контр-гада!
Часть третья.
На экране отдел объявлений «Вечерней Москвы». Большим планом — часть колонки объявлений:Хожу морю крыс,
Мышей, амбарных грызунов- - -
— - - - - - - - - - - - - - 5470
Хожу рационализирую
госаппарата со своим
инструментом. Гл. Почтамт
до востр. предъявителю
денежных средств
рублевого достоинства
за № 839 147, сер. 00.
5471
Куплю щенка породы
добер-пинчер, кормленого.
Зв. 1−73−80, доб. 200.
5472
Кабинет тов. Родных. Он опускает «Веч<ернюю> Москву» на стол. Берет блокнот. Пишет на бланке служебных записок:Служебная записка № 83 417/ч.
Гражданин! Предлагается явиться в Инспекторат РКИ для испытания Вашего способа и получения надлежащего удостоверения для дальнейшей планомерной эксплоатации его. Необходимо также доставить рационализаторский инструмент— для демонстрации его на заседании специальной комиссии.
Ст. рационализатор Родных.
Почтамт. Окно «до востребования».Курьерша сдает барышне по сдаточной книге (показать форменно: развязывает шнур, потом из огромного мешка достает огромный пакет); барышня расписывается. Курьерша смотрит на расписку: возвращает для проставления даты. Барышня ставит.
Очередь у окна «до востребования». Чалый подходит без очереди с рублем в руке. Старушка протестует. Чалый грозно глядит. Старушка умолкает. Чалый просовывает в окно рубль. Барышня ему подает пакет. Чалый дует на него и рвет пополам. Обнаруживается маленькая бумажка.
Кабинет Родных. На стене схема какого-то кооперативного центра. Схема — в квадратную сажень. На схемах кружки и квадраты — передвижные. Родных переставляет эти знаки по-разному. Отходит в сторону и глядит через ладонь, сложенную в трубку. Потом снова маневрирует кружками и квадратами. Затем проводит углем прямые линии между фигурками. Стирает их. Заменяет пунктиром. И т<ак> д<алее>.
На столе лежит шкив, положенный когда-то Чалым. Входит Чалый. Родных усердно трудится, оставляя Чалого без внимания.
Чалый с сумкой.
Родных спрашивает Чалого. Тот предъявляет ему разорванную вызывную служебную записку. Рукопожатие. Родных подводит Чалого к схеме. Объясняет. Марширует знаками и чертит углем. Чалый ничего не понимает:
Зачем мараешь?
Родных объясняет:
Я рационализирую кооперативный аппарат. Пунктир — соподчинение косвенное, а линия — непосредственное. Как по-вашему целесообразней?
Чалый берет у Родных уголь и ставит жирный крест на всей схеме. Родных улыбается и вытирает крест Чалого. Схема очищается.
Садятся. Родных дает Чалому лист бумаги. Чалый пишет:
Предлагается принять меня в должность главного рационализатора по структурной части. С пайковым довольствием и казенной обмундировкой. При-сем добавляю свой инструмент в сумке.
К сему Фаддей Чалый.
Дано в Москве 10 год[а] от Революции.
Родных зажигает свечку. Топит сургуч. Кладет печать на сумку. Потом пишет на заявлении Чалого резолюцию:Принять на испытание. Впредь до заключения экспертов о целесообразности инструмента.
Родных
Эта резолюция показывается поперечной надписью на заявлении Чалого.Заседание экспертной комиссии. Большой стол. Вокруг него человек десять. Посреди стола лежит сумка. Рядом блюдо с бутербродами и пятнадцать стаканов чаю. Чалый тут же. Председательствует Родных. Он жует бутерброд и захлебывает его чаем. Говорит с полным ртом. Его слушают сквозь бутерброды. Потом все глядят на Чалого. Тот встает для доклада. Говорит по-военному, подрубая слова рукой:
Я видел бюрократическую гвардию, топтавшую зеленя революции. Шли — тысячи писцов. Чего же стоит их один поход?
На экране зеленя ржи — в четверть аршина высотой. Показывается пара ног. Затем еще и еще. Движется масса ног, видны половинки портфелей. Идут сапоги, ботинки, брюки — мужчины. Женские ноги в каблучках, шелковых чулках, юбки на экран не попадают. Зеленя топчутся и меркнут. Зелени все меньше и меньше. Они пропадают. Голая земля. Пыль. Ноги движутся стеной. Движение ускоряется.
Часть четвертая.
Дверь квартиры Маврина. Дверь выходит на улицу. Чалый и Маврин. Чалый прибивает к двери самодельную вывеску:Общество любителей военного коммунизма.
У надписи останавливаются прохожие: бюрократ в пальто и с желтым портфелем; барышня; военный с орденом Красного знамени; печник в фартуке; неопределенное лицо, молочница и пр<очие>. Военный стучит в дверь.Чалый на службе. Он призван рационализировать разбухшие аппараты своим инструментом.
Кабинет Родных. Втаскивают четвертый стол. Следом входит Чалый с саблей и винтовкой. Садится за внесенный стол. Родных глядит на него через очки, нажимает кнопку звонка. Появляется испитой курьер. Родных приказывает ему. Курьер начинает носит<ь> на стол Чалого дела. Стол заваляется этажами дел. Чалый хладнокровно листует одно дело. Потом по очереди их складывает под стол. Когда курьер приносит последнюю партию дел, Чалый указывает ему, чтобы он выносил отработанные дела из-под стола. Курьер выносит дела обратно связками на спине, как мертвый груз.
Родных глядит на него изумленно. Родных нажимает кнопку. Является потный курьер. Курьер идет в архив — в тьме коридоров. Архив. Архивариус: старый желтый человек. Сумка Чалого за пятью сургучными печатями лежит в нише. Архивариус дает курьеру большую книгу. Курьер уходит. Курьер входит в кабинет Родных. Дает книгу расписаться Чалому. Чалый расписывается. Курьер исчезает. Затем является с сумкой на вытянутых руках. Чалый принимает сумку, осматривая печати. Родных объясняет Чалому:
Пойдемьте, т<оварищ> Чалый, я вас познакомлю с административным естествознанием. Может, попутно удастся что-нибудь рационализировать!
Идут по Ильинке. Чалый во всем своем обычном военном снаряжении. Родных с портфелем и палочкой. Ильинка кипит. Родных, оберегая Чалого, берет его под руку.
Стена огромного дома. Не видно конца высоте дома. Небольшая квадратная вывеска (золотом под стеклом):
Всесоюзный союз кооперативных союзов
Вестибюль большого учреждения. Лифты гонятся один навстречу другому. Из опустившегося лифта выходит пожилой крестьянин с бородой. Он переходит в соседний лифт, который трогает наверх. Площадка лифта на верхнем этаже. Тот же крестьянин опять переходит в соседний лифт и спускается до самого низа, где стоят Родных и Чалый. Родных и Чалый входят в лифт. Крестьянин, приехавший вниз, входит для подъема наверх.Кабинка лифта. Четверо: лифтер, крестьянин, Чалый и Родных. Крестьянин довольный. Он говорит:
Нравиться мне летать на машине. Четвертый раз по маршруту кружу.
Кабинка останавливается. Чалый и Родных выходят. Крестьянин становится в очередь к другой кабинке, отходящей вниз.
Чалый и Родных идут по учреждению. Их зритель не видит, но аппарат снимает внутренность учреждения с их точки зрения.
Проходит вся фантасмагория современного учреждения:
залы машинисток, бухгалтерии, отделы, курьерские уголки, где готовят чай к разноске, какие-то темные ущелья со шкафами и штабелями бумаг; разные бытовые сценки: коридоры, наполненные гуляющей публикой, кабинет, где шепотом говорят двое людей, коммутатор, где стремительно работают четыре барышни. Показывается как символ (мультипликация): чистый лист бумаги: он мгновенно заполняется на машинке, летит через лабиринт учреждения по воздуху, заполняется подписями, печатями, резолюциями, кружит по всему поперечному разрезу учреждения (показать учреждение в поперечном сечении, вплоть до парового отопления, где мирно спит истопник). Бумага в руках курьерши, он<а> бежит к лифту. Ждет, когда крестьянин переходит из одной кабинки в другую, и подает ему бумагу.
Большим планом: лицо Чалого: дикие выпученные глаза. У Родных лицо счастливое и удовлетворенное.
У Чалого глаза делаются почти безумными.
Чалый невольно видит стоимость учреждения в образах.
Согнутый чиновник пишет за бюро. От каждой написанной буквы из-под ручки выскакивает куриное яйцо и скатывается в корзинку под бюро и бьется там: желтая жидкость течет из корзины на пол. Чиновник ворошит листы. Бумага под его руками превращается в холстину. Холстина от букв вся дырявая и ветхая.
Касса. Бумажка:
Сегодня получают отпускники и курортники.
Кассир Блох.
У окошка кассы очередь. Стоят люди сытые и однообразные.Получившие отходят от окошка и прячут деньги в карман.
Крестьянский двор. Корова. Лошадь. Куры. Поросята. Крестьянский двор уменьшается на глазах, отодвигается к правой стороне экрана. С левой стороны экрана виден маленький портфель. Портфель увеличивается и открывает пасть. Маленький двор летит в большую пасть портфеля и превращается там в пачку червонцев.
Портфель застегивается ремнями. Касса. Портфель в руках чиновника, отошедшего от кассы. Чиновник вынимает папиросы «Краевые» и обивает папиросу о крышку. Сладострастно закуривает.
Что стоит день работы этого учреждения.
Зеленая деревня. Крыши на глазах прореживаются. Показываются жерди и борова печных труб. Плетни рассыпаются, остаются одни колья. Окна выпадают из хат. Коровы превращаются в котлеты на блюде, которые пожирает тот чиновник, который засунул в портфель двор. Деревня вся превращается в редкий мертвый