Краткий план романа «Зреющая звезда»
(Название — проект: возможно другое)
Размер романа — 15 автор. листов.
4 части; в каждой части по 5 глав.
Сущность сюжета:
Живет человек — ребенок. Рабочая слобода 1906−14 гг. Мощный паравозостроительный завод. Ребенок — сын мастерового. Изнутри, органически, мучительно — на протяжении ряда лет — показывается рост ребенка и превращение его в юношу. Дается жизнь большой группы мастеровых — заодно с отцом ребенка. В противоположность квазиреволюционному толкованию: жизнь рабочих и их детей совсем не проста и не прямолинейна: она полна мучительных интеллектуальных исканий выхода, ошибок, тревог, любви и высокой конкретной философии. Она качественно не хуже жизни высших интеллектуальных кругов тогдашнего человечества, но имеет своеобразие и резкую специфичность. Здесь мысли сильны и страстны как половая любовь, а не как спорт мозговых извилин. И т.д. Я постараюсь показать сложность и глубину рабочего человека, как существа с мускулистым мозгом и полнокровным сердцем. Я выступлю против схематизма и опрощенства. Таких людей я лично знавал — это и есть «массы».
Влияние тогдашнего труда на человека: отрицательное, уродующее весь организм и препятствующее росту и созреванию.
Наибольшей концентрации все эти человеческие силы, своеобразно измененные общественным состоянием, достигают в герою романа — пока ребенке, потом юноше. Тревожный рост. Чтение. Искания. Попытка самоубийства. Увлечение религией. Всё идет в резких линиях: что задумано, то и делается: мысль становится сердечным чувством и поведением. В этом отличие рабочей психики от всякой иной. Юноша уходит в пещеру, где живет один. Потом в скит. Скит — раскольничий: религиозные анархисты. Типы русской равнины. Дореволюционная стихийная Россия и ее утроба. У героя гибнет на заводской катастрофе отец, страстно любимый сыном. Юношу потрясает событие. Он возвращается в семью. Начинает работать на заводе. Труд душит его. Религия забыта — поиски нового действительного спасения. На заводе любят юношу; у него товарищи.
Война. Завод под прессом военной администрации. У группы юноши и его товарищей — душевный кризис. Среди товарищей есть анархисты, эсеры и социал-демократы. Все левые, решительные и крайние — от молодости.
Война продолжается и обратным ударом бьет по заводу и мастеровым.
Сговор о взрыве силовой станции завода. Юноша полюбил одну девушку. Душевные силы расщепляются, и энергия к смерти в нём иссякает. Группа молодых террористов раскалывается. Два товарища юноши и сам он, разогретый вниманием любимой, решаются довести дело до конца.
Взрыв силовой станции удается лишь частично, т.к. технически всё дело продумал юноша — остроумно, но недостаточно хорошо для полного успеха.
Три друга бегут в скит, где раньше был юноша. Но в стране — ветер революции. Друзья не попадают в скит и мечутся по России. Страна — в 1917 г., между Февралем и Октябрем. Изложение будет идти с предельным сжатием — только о резком и живом.
Друзья возвращаются на завод. Девушка, которую любит герой романа, уехала за хлебом и безвестно исчезла. Юноша наливается энергией революций — и революция в нём органически переплетается с глубоко личным делом: отысканием девушки и будущей любовью. Это дает большую силу молодому человеку.
Октябрь — и дальше. Герой — большевик. В стране голод и разруха. Чуть брезжит заря технической эпохи. Юноша давно одержи интимным отношением к машинам и способностью к техническому творчеству.
Он поступает в Технический Вуз. Любовь зарастает, как рана.
Идет живое время. Герой романа — на последних курсах, почти инженер. Новые товарищи.
В стране — голод. Герой бросается в творческую строительную работу. Вновь, как болезнь, настигает его любовь — крутая, резкая, душная, граничащая с безумием. Герой работает. Постепенно идет в гору и получает высокий инженерный пост и большую работу. Мучительное сочетание любви и работы. Много эпизодов работы.
Творчество борется с сексуальностью на живых примерах. Человек и его любовь болеют. Строительство всасывает человека и излечивает его.
Новое ощущение жизни и мира. Любовь превращается в солнечное боевое чувство.
На местах гражданских побоищ строятся каналы и работают экскаваторы. Последние главы романа перерожденного человека по гулкой зреющей мудрой земле. Мир почти фантастичен. Но ничего незнакомого — это наши годы, наша земля, взятая с особой точки зрения.
Почти всё. Главные линии. Сюжет я понимаю здесь как рост человека под влиянием внешних благоприятных условий. Человек и есть сюжет. Всё остальное играет служебное значение.
В этой заметке не всё понятно и последовательно. Но в романе всё оправдывается. Вещи, о которых я буду писать, мне хорошо и опытно знакомы.