Шарманка

Пьеса в трех актах, в шести картинах

Действующие люди

Акт I, картина 1

Районная местность. Дорога в даль страны; попутные деревья, которые шевелит редкий ветер; влево — постройка в пустоте горизонта, вправо — виден небольшой город — районный центр. Над городом — флаги. На краю города стоит большое жилье в виде амбара, над ним флаг, на флаге нарисовано кооперативное рукопожатье, которое можно понять издали.

Ветер и безлюдье. Далекие флаги трепещут. Над землей солнце и огромный летний день.

Вначале, кроме ветра, все остальное тихо. Затем слышатся звуки движущегося железа. Неизвестное тяжкое железо движется, судя по звукам, медленно, еле-еле. Девичий голос устало поет негромкую песню. Песня приближается вместе с железом.

На сцену выявляется механическая личность — железный человек, в дальнейшем называемый Кузьмой. Это металлическое заводное устройство в форме низкого, широкого человека, важно вышагивающего вперед и хлопающего все время ртом, как бы совершая дыхание. Кузьму ведет за руку, вращая ее вокруг оси, как руль или регулятор, молодой человек в соломенной шляпе, с лицом странника — Алеша. Вместе с ним появляется Мюд — девушка-подросток. Она держит себя и говорит — доверчиво и ясно: она не знала угнетения. За спиной у Алеши шарманка. Вся группа дает впечатление, что это пешие музыканты, а Кузьма — их аттракцион. Кузьма вдруг останавливается и хлопает нижней челюстью, будто хочет пить. Группа стоит среди пустого светлого мира.

Мюд

Алеша, мне на свете стало скучно жить…

Алеша

Ничего, Мюд, скоро будет социализм — тогда все обрадуются.

Мюд

А я?

Алеша

И ты тоже.

Мюд

А если у меня сердце отчего-то заболит?!

Алеша

Ну что ж: тогда тебе его вырежут, чтоб оно не мучилось.

Пауза. Мюд напевает без слов. Алеша всматривается в пространство.

Мюд (из напева переходит к песне)

По трудной, веселой дороге
Идем мы, босые, пешком, —
Осталось идти нам немного:
Построен счастливый наш дом…

Мюд

Алеша, я задумалась — и вышло: у меня сердце заболело оттого, что я оторвалась от масс…

Алеша

Ты живешь ненаучно. От этого у тебя болит всегда что попало. Я тебя, как наступит социализм, так изобрету всю сначала — и ты будешь дитя всего международного пролетариата.

Мюд

Ладно. А то ведь я при капитализме родилась. Два года при нем вся страдала… (Обращается к Кузьме, касается его руками, — Мюд всегда трогает руками тех людей и предметы, с которыми вступает в отношения.) Кузьма, скажи мне что-нибудь умное-умное!

Кузьма чавкает человеческой пастью.

Алеша переводит какое-то устройство в обшлагах Кузьмы и держит его руку.

Мюд

Ну Кузьма же!

Кузьма (деревянным равнодушным голосом, в котором всегда слышится ход внутренних, трущихся шестерен)

Оппортунка…

Мюд

А еще что?

Кузьма

Рвачка… Бес-прин-ципщина… Правый-левый элемент… Отсталость… тебя возглавить надо!

Мюд

А еще я кто?

Алеша делает манипуляцию в руке Кузьмы.

Кузьма

Ты классовая прелесть… Ты сугубый росток… Ты ударник бедняцкой радости… Мы уже…

Мюд (быстро)

Знаю-знаю: мы уже вступили в фундамент, мы уже обоими ногами (движется и приплясывает), мы вполне и всецело, — мы прямо что-то особенное!

Кузьма

…Мы прущая масса вперед!..

Из Кузьмы далее идут холостые неразборчивые звуки.

Мюд (Кузьме)

Я люблю тебя, Кузя, — ты ведь бедное железо! Ты важный такой, а у самого сломатое сердце, и тебя выдумал Алеша! Ведь тебя быть не может, ты — так себе!..

Кузьма молчит и не хлопает ртом. Гудит паровоз вдалеке.

Алеша

Пойдем, Мюд. Уж скоро вечер. На земле настанет тоска, а нам надо есть и ночевать.

Мюд

Алеша, у меня все идеи от голода болят! (Трогает свою грудь.)

Алеша (касается Мюд)

Где?

Мюд

Там, Алеша, — где у меня бывает то хорошо, то нет.

Алеша

Это вредительство природы, Мюд.

Мюд

Она фашистка?

Алеша

А ты думала — кто?

Мюд

Я тоже думала, что она фашистка. Вдруг солнце потухнет! Или дождь — то капает, то нет! Верно ведь? Нам нужна большевистская природа — как весна была — правда? А это что? (показывает на местность) — это подкулачница, и больше ничего. В ней планового начала нету.

Кузьма невнятно рычит. Кратко, вблизи гудит паровоз.

Алеша регулирует Кузьму, и он умолкает.

Алеша

Пусть она посветится еще (глядит на местность). Мы ее тоже ликвидируем скоро, как зажиточное привиденье. Мы ведь ее не делали, — зачем же она есть?!

Мюд

Поскорей, Алеша, а то ждать скучно.

Слышны шаги людей.

Кузьма (бормочет)

…Нереагирование на активность…

Мюд

Что он?

Алеша

Это у него остаточные слова застряли. (Регулирует Кузьму на его затылке.)

Приходят человека 2−3 строителей — с сундучками, с пилами, с флагом в руках переднего.

Мюд

Вы кто — ударники, или нет?

Один из строителей

Мы, барышня, — они!

Мюд

А мы культработники. Нас колхозная избушка-читальня послала…

Один из строителей

Вы, что ж, побирушки, что ли?

Мюд

Алеша, они — идиотизм деревенской жизни!..

Кузьма (рычит что-то; затем)

Живите смирно… Сейте кенаф и клещевину… (Гудит дальше и умолкает; слышится трение внутри механизма.)

Один из строителей

Сыграй, малый, и нам что-нибудь — для упоенья.

Алеша

Счас. (Заводит Кузьму сзади.)

Мюд

Клади пятачок в Кузьму (показывает, куда класть — в рот). Это на культработу с единоличными дворами. Вы ведь любите дворы?

Один из строителей кладет пятак Кузьме в рот.

Кузьма жевнул челюстью.

Алеша берет Кузьму за руку и ставит шарманку на игру.

Кузьма заскрежетал неразборчиво.

Алеша стал играть на шарманке ветхий мотив.

Кузьма запел более внятно.

Мюд (поет вместе с Кузьмой)

Все-мир-но-му про-ле-та-ри-ю, Власть держащему, — Слава! Под-ку-лач-ни-ку, перегибщику, аллилуйщику, Дву-руш-нику, беспринципщику, Правому и левому и вся-кой темной силе — Веч-ный поз-ор!..

Кузьма (после пения, — один)

…А в избушке жить теплей, чем в социализме…

Другой из строителей (выслушав)

Продай нам железного оппортуниста!

Мюд

Кузю-то?! Что ты — он нам самим дорог. А на что?

Другой из строителей

А для утехи. Бог же в свою бытность завел себе черта. Так и мы — будем себе держать оппортуниста!

Первый из строителей (Алексею)

На, парень, тебе рубль за выдумку. Поешь, а то голова ослабнет.

Алеша

Не надо. Ты лучше свой расценок понизь на постройке, а я везде почую твой рубль.

Мюд

Мы себе денег не берем — мы любим советскую валюту.

Кузьма

…Ххады — херои… Живите потихоньку…

Алеша (регулирует Кузьму, и тот замолкает)

Все время в нем какие-то контровые лозунги бушуют. Не то он заболел, не то сломался!

Мюд (строителям)

Ну, вы идите, идите. Нечего вам стоять, когда пятилетка идет!

Первый из строителей

Ну и барышня! Кто только ее мамаша была!

Другой из строителей (вразумительно)

Социальное вещество!

Строители уходят.

За сценой тихо раздаются неопределенные иностранные звуки.

Мюд

Пойдем, Алеша. Я хочу чего-нибудь сытного.

Алеша (налаживает Кузьму)

Сейчас пойдем… Что ты, жабочка, страдаешь все? Ты привыкни!

Мюд

Ладно. Я ведь люблю, Алеша, привыкать.

Появляется Стерветсен и его дочь Серена, девушка-европеянка, с монгольским характером лица, на бедре у нее изящный револьвер; оба они с чемоданами, в дорожных плащах; прибывшие раскланиваются, здороваются с Алешей и Мюд, а также с Кузьмой; Кузьма медленно подает руку в ответ Серене и Стерветсену. Иностранцы говорят по-русски; степень искажения языка должен взять сам актер.

Стерветсен

Здравствуйте, товарищи активщики…

Серена

Мы хотим быть с вами… Мы любим всю горькую долю!

Мюд

Ты врешь, у нас нету теперь доли. У нас теперь лето, у нас птички поют, у нас строится что-то такое! (К Алексею — другим, мирным тоном.) Алеша, она — что?

Алеша

Зажиточная, должно быть.

Кузьма

…Ххады…

Алеша укрощает Кузьму.

Мюд (к иностранцам)

Вы что такое?

Стерветсен

Мы… теперь неимущий дух, который стал раскулачен.

Серена

Мы читали, и нам производили… папа: информасьон?

Стерветсен

Четкое собеседованье, Серен.

Серена

Собеседованье, когда говорили: вы буржуазию, и еще раз полклясса, и еще крупный клясс четко послали на-фик!

Мюд

Она хорошая, Алеша. Мы их на-фик, а они с фика, и сама же ясно говорит…

Стерветсен

Я был молод и приезжал давно в Россию существовать. Я жил здесь в девятнадцатом веке на фабрике жа-мочных пышечек. Теперь я вижу — там город, а тогда здесь находился редкий частичный народ и я плакал пешком среди него… Да, Серен!

Серена

Что, папа? Кто эти люди — батраки авангарда?

Мюд

Ты дурочка-буржуйка: мы поколенье — вот кто!

Стерветсен

Они доброе мероприятие, Серен!

Алеша

А вам что здесь надо среди нашего класса?

Стерветсен

Нам нужна ваша небесная радость земного труда…

Алеша

Какая радость?

Стерветсен

У вас психия ударничества, на всех гражданских лицах находится энтузиазм…

Мюд

А вам-то что за дело?.. Раз мы рады!

Стерветсен

У вас организована государственная тишина и сверху ее стоит… башня надлежащей души…

Мюд

Это настройка! Не знаешь, как называется — мы вас обогнали!

Стерветсен

Надстройка! Это дух движения в сердцевине граждан, теплота над ледовитым ландшафтом вашей бедности! Надстройка! Мы ее хотим купить в вашем царстве, или обменять на нашу грустную, точную науку. У нас в Европе много нижнего вещества, но на башне угас огонь. Ветер шумит прямо в наше скучное сердце — и над ним нет надстройки воодушевления… У нас сердце не ударник, оно… как у вас зовется… оно — тихий летун…

Серена

Папа, ты скажи им, что я…

Кузьма

…Рвачка!.. Сила элемента…

Серена (на Кузьму)

Он знает все, как патрон…

Мюд

Кузя-то?! Он ведь нам подшефный элемент!

Стерветсен

Где у вас разрешается закупить надстройку? (Показывая на город.) — Там?.. Мы много дадим валюты! Мы отпустим вам, может быть, алмазный заем, корабли канадского зерна, наши датские сливки, две авиаматки, монгольскую красоту созревших женщин, — мы согласны открыть вам наши вечные сейфы… А вы — подарите нам одну надстройку! На что она вам? У вас же есть база, живите пока на фундаменте…

Кузьма (грозно рычит)

…Ххитрость классового врага… Паппа римский…

Алеша (укрощая Кузьму)

Ага. Ты хочешь закрыть у нас поддувало и сифон?! Чтоб мы сразу остыли!

Мюд (шепотом Алеше)

Фашисты! Не продавай надстройки, мы сами залезем на нее!

Алеша

Не буду.

Серена

Папа, нам давали понятие вопроса — у них лежат установки. Купи тогда Европе установку. Надстройку им ведь жалобно дарить!

Стерветсен

Продайте установку! Я вам дам доллары!

Мюд

А у нас есть одна только директивка, и то маленькая.

Серена

Купи, папа, директивку. Надстройку экстремизма ты купишь после вдалеке.

Алеша

Мы директивы за фашистские деньги не продаем.

Мюд (трогая револьвер на бедре Серены)

Отдай мне. У нас культурная революция, а ты с пистолетом ходишь. Как не стыдно?

Серена (недоуменно)

А вам он сильно нужен?

Мюд

Ну конечно. У вас ведь нет культурной революции — вы ведь темные, злые, и нам полагаются от вас наганы…

Серена

Возьмите (отдает револьвер).

Мюд

Спасибо, девочка (целует сразу Серену в щеку). — Кто нам сдается, мы тому все прощаем.

Серена

Папа, Совет Юнион очень мил! (К Алеше.) — Сыграйте фокс!

Алеша

Советский механизм не смеет.

Стерветсен и Серена кланяются и уходят.

Мюд

Алеша, а как же они купят идею, когда она внутри всего тела?! Нам ведь больно будет вынимать!

Алеша

Ничего, Мюд. Я им продам… Кузьму. Ведь он — идея. А буржуазия от него помрет.

Мюд

Алеша, мне будет жалко Кузьму…

Кузьма

…Отсталость… Бойтесь капитализма…

Алеша

Не скучай, Мюд. Мы закажем себе другого, а то Кузьма уже отстал чего-то от масс. (Заводит Кузьму.)

Кузьма начинает шагать со скрежетом внутри, бормоча невнятное железными устами. Все трое уходят. За сценой, уже невидимые, они поют песню в несколько слов. Алеша и Мюд петь перестают, а Кузьма, удаляясь, все еще тянет в одиночку чугунным голосом: э-э-э-э….

Акт I, картина 2

Читайте также