О ликвидации катастроф сельского хозяйства
Чтобы победить голод навсегда (или, по крайней мере, на очень долгий срок, на десятки лет), для этого надо ввести новую систему земледелия — в части, касающейся снабжения влагой культурных площадей. Снабжение влагой полей и интенсивных угодий окончательно должно перейти из рук природы в руки человека.
Отделом гидрофикации ГЗУ в настоящее время разрабатывается план искусственного орошения и увлажнения некоторых районов Воронежской губернии, который войдет частью в генеральный план указанных работ для всей культурной сельскохозяйственной площади Воронежской губернии.
В общих чертах план этот таков. В приречных районах, по береговым полосам, а также при всяких других естественных водоемах организуются интенсивные угодья с искусственным орошением. К массовой, на больших площадях, организации огородов именно вблизи рек, озер, прудов идет и само крестьянство, подгоняемое засухами, как бывшими, так и в предчувствии грядущих. Распашка лугов под огородные культуры стала не редкостью. Наступающий период жесточайших засух, первая из которых грядет, примерно, в 1925 году, окончательно закрепит такое распространение угодий интенсивного пользования.
Эти-то угодья интенсивного пользования и должны быть, и будут искусственно орошены. Каким же способом и за счет какой силы? Какая сила обеспечит наибольшую дешевизну искусственного орошения и, следовательно, наибольшую выгодность огородного хозяйства? Это так называемый «зеленый уголь», сила наших медленно текущих немноговодных речек. Ибо для подачи воды на небольшую высоту (огороды расположены в прибрежных же полосах) не требуется много силы. На каждой реке устраиваются одна, две, три и более (смотря какая река) гидроэлектрические станции (в большинстве их придется строить на колесах, за дороговизной турбин), которые и будут питать электронасосные районные станции, орошающие участки в десятки и сотни десятин. Смотря по условиям рельефа. Каждая гидроэлектрическая станция тянет от пяти до пятнадцати электронасосных установок, которые подают воду по деревянным гидропередачам (лоткам) на орошаемые площади. Для орошения всей прибрежной полосы, сплошь, интенсивно обрабатываемой, скажем, р. Воронежа, требуется воды максимум 10 процентов от количества воды несомой рекой (если расход воды в р. Воронеже мы примем за 0,5 куб. сажени в секунду, что близко к действительному расходу или, скорее, преуменьшено). Следовательно, максимум на 10 процентов будет ослаблена мощность наших гидроэлектрических установок. Но оросительная вода частично опять будет возвращаться из почвы в реку, и, кроме того, сплошь, до последнего квадратного сантиметра закультивирована береговая полоса не будет. Кроме того, мы брали самые большие оросительные нормы и «береговую полосу» понимали очень широко. Практически тратить на орошение мы будем не более 1/40 части воды данной реки. Кроме того, ведь электромотор-насосы, питаемые от данной гидроэлектрической станции на реке, будут нагнетать воду не только из реки, но и из озер и прудов, которые чаще всего встречаются у нас вблизи же береговой полосы, так что работа почти не повлияет на количество воды в реке.
Средняя стоимость киловатт-часа такой мелкой гидроэлектрической станции будет 2 коп. золотом. Стоимость орошения одной десятины при такой системе (принимая в расчет все расходы по эксплуатации как гидроэлектрической станции, так и электронасосных станций с электрическими линиями, гидропередачами и оросительными сетями) будет в среднем 3 руб. 20 коп. золотом, каковая дешевизна не достигнута и американскими оросительными компаниями.
В местностях, удаленных от естественных водоемов, на водоразделах, должно быть применено не искусственное орошение, а увлажнение. По проекту отделения гидрофикации самое действительное увлажнение есть реконструкция рельефа почвы, дающая в результате почти полную ликвидацию поверхностного стока, который не только бесполезен, но и разрушителен, истощающе действует на почву и совершенно недопустим. Реконструкция рельефа почвы взрывным способом обходится в среднем для района Воронежской губернии в
Следовательно, если у нас хорошим годом считается, когда естественные осадки близки к 500 мм, то на самом деле почвой усвояется, по условиям рельефа, только 60 процентов, или 300 мм, 200 мм пропадает. Плохой год (засуха), когда осадков бывает
При реконструкции рельефа безрезультатный сток понижается до 10 процентов и менее от всех выпадающих осадков. По-нашему, в тех вышеуказанных 40 процентах и сокрыта проблема благоденствия, сытости и одоления голода для всего юго-востока России в широком смысле. Ибо благополучие — это значит 300 мм осадков в почве. В годы относительной засухи (какая у нас преимущественно и бывает) у нас выпадает
Понятно, работы по искусственному орошению и по реконструкции рельефа будут географически связаны, т. е. реконструкция рельефа должна производиться в местностях, лежащих выше орошаемой прибрежной полосы. И это обязательно, ибо мы тогда урегулируем питание рек и других водоемов, т. е. сократим период половодья, а среди жаркого лета расход воды в реках не так будет резко падать. Все это имеет колоссальное значение для более правильной работы гидроэлектрических установок.
Гидроэлектрические же станции, кроме своего специального назначения — орошения, будут служить и для общей электрификации сельского хозяйства в прилегающих к ним районах.
Кроме этих работ в генеральный план гидрофикации Воронежской губернии входит работа по замыканию оврагов (взрывным способом) для превращения их в водоемы, с облесением их и с устройством водоотводной канавки (взрывным же способом то и другое).
Если этот план не будет осуществлен хотя бы наполовину, сельское хозяйство нашей губернии разрушат засухи ближайших лет, а с катастрофой сельского хозяйства содрогнутся и города.