Вечер комсожура
Десятого ноября комсожуром был устроен вечер-концерт, сбор с которого поступит в помощь фронту. В большей своей части вечер прошел изящно и не пах пошлостью.
Актер студийного театра т. Захарчук прочел «Трубадур» — о певце, который сильнее королей и богаче бога жизнью. Товарищ прочел с огромным открытым чувством и всех убедил, что выше певца нет существа на земле. И, может быть, в будущем люди сравняются действительно, когда вместе сойдутся в искусстве.
Пианист т. Романовский сыграл несколько серьезных, но старых, буржуазных вещей. Но от музыки только тогда может человек быть счастливым, когда он звуки свободно переводит в отчетливые, чистые мысли. В вещах, которые играл Романовский, этого нельзя было сделать: слишком изощрены, сложны и «тонки» были идеи произведений. Объевшаяся всем, пресыщенная буржуазия иначе не могла творить — ей не хлеб, а конфекты, не женщины, а воздушные фурии нужны были в искусстве. Нам это непонятно. В музыке Шуберта и Рахманинова выражено не стремление познающей мысли, а усталость сознания, смерч безумия и бредовые искания.
Романовский тут, конечно, ни при чем. И независимо от содержания можно наслаждаться мастерством исполнителя. В особенности в вещах Рахманинова, в этом преступном кровосмешении звуков и в этом изощренном болезненном мастерстве. Но Романовский преодолел и это и показал, насколько велик он даже как равнодушный мастер. А мастер — начало художника.