О науке
Наука. Нет слова для рождающегося пролетарского человечества более великого, более радостного.
Наука рождена мыслью человека, а мысль рождена необходимостью, жизнью.
Из первой мысли первого человека вышла наука, с последней — она умрет. Наука — вечный спутник и неизменный друг человека. Им созданная, она его превознесла над всеми живущими существами земли, дала ему победу над всеми силами, вдунула в его тело нетелесную, нечеловеческую мощь и зажгла его душу бесконечными, как небо, желаниями.
Наука же, надежда на нее, воспламенила в людях любовь к существованию, к зеленой родной земле. — Любовь — первый двигатель, начало жизни и ее рассвета, ее совершенствования, стремления ко всему непонятному, тайному и сокровенному.
Нет большей радости, как радость победы над темным, скрытым, неизвестным и страшным. Побеждать безумие природы, торжествовать над нею, из господина делать покорного раба и ее силами расти и вырастать выше самого себя — есть ли большее счастье светлому сознанию человека? Нет. Расти и вырастать из себя — в этом жизнь. Осиливать и пересиливать, наливаться новой, юной красной кровью, всегда быть недовольным найденным, уходить дальше и выше, искать невозможного и делать его возможным — в этом есть гордый восторг, единственный восторг просветленного человека.
Но что же есть наука, в чем ее сущность и власть?
Природа есть бесконечное множество явлений. Каждое явление вызывает другое явление. Отношение первого явления к последующему называется причинностью. Причинность (соотношение явлений) в природе постоянна. Это постоянство называется естественным законом.
Замеченное (вначале, в далекие времена, невольно) постоянство причинности-последовательности явлений и послужило основой для науки. Сознательное изучение причинностей — законов, их упорядочение, разделение, использование для практических жизненных целей создало науку.
Итак, наука есть знание причин явлений внешнего мира. Это знание достигается наблюдением, опытом. А опыт есть повседневный труд человека. Значит, опыт, или наблюдение, или труд есть естественное орудие науки, познания. Именно наблюдение не случайное, а сознательное, мозговое усилие, и делает все тайное явным, сложное — простым, страшное — покорным.
Применение природных законов против природы же, для своих нужд, делает человека могущественным.
Человек ополчается против природы посредством ее же самой, он бьет ее орудиями ее законов. Он не насилует ее, а приспособляется к ней. Познав мертвую мощь мировых сил, человек направляет их, не в силах изменить прямо, против других враждебных жизни сил — и так их подчиняет, косвенно изменяет, побеждает.
Природа одна и та же; всегда она постоянна. Это и ценно: иначе ее бы невозможно было изучить. Из постоянства природы делается возможным познание ее, из познания вырастает сила человека, а из этой силы вырастает сам человек, совершенствуется (т. е. изменяется, в противоположность неизменной природе). Но человек — тоже природа. Следовательно, в нем природа достигает своего изменения, переходит в другое состояние — непостоянства, усиления, расцвета, жизни...
О великом пути знания, пройденном человечеством, и о пути, который предстоит ему пройти, о мышлении, истине и заблуждениях, о страданиях человечества в поисках правды своей жизни, о борьбе и гибели за найденную правду, о затаенной страстной мечте, о конечной победе над своими врагами — природой и смертью, — я напишу в другой раз, как обдумаю.