Электрификация деревень
Электрификацию России, как всем известно, утвердил VIII съезд Советов. Но выдумал электрификацию не VIII съезд и не тов. Кржижановский.
Электрификацию изобрели опять те же русский рабочий и крестьянин, которые изобрели и коммунизм.
Задолго до VIII съезда началась стихийная массовая электрификация России. Мы давно поняли, что электрический свет и электрический двигатель не только дадут нам вечный день и хлеб, но дадут и новую человеческую товарищескую душу.
Как только чуть-чуть затихла гражданская война, так начали то там, то тут строиться маленькие электрические станции, плохие, самодельные, но они все-таки давали настоящий яркий свет и настоящую рабочую силу для молотилок, мельниц и всего хозяйства.
Крестьянин никогда не слыхал, что в Лондоне и Америке поезда ходят на электричестве, он сам по себе, в полном смысле, изобрел электрификацию.
Свет загорался по русским серым полям, конечно, в зависимости от энергии и сознательности местного населения, и если было топливо и машины. Россия электрифицировалась так без всякого общего плана, неэкономно и бесхозяйственно. И если бы дело продолжалось так, то Россия в конце концов стала бы страной электричества, но не добилась бы вполне того счастья, которое дает электрификация, если ее осуществить продуманно, по единому государственному плану, центрально.
В Москве заметили эту общую думу России, а VIII съезд обеспечил этой мечте осуществление.
Коммунистическое правительство только улавливает волю пролетариата и крестьянства и стремится осуществить ее. В этом его главная и единственная роль. Никакое правительство не обгонит сказочных желаний работающих масс.
План электрификации части России, рассчитанный на 10 лет, еще далек от осуществления, а деревни, как в догонялку, строят одну за одной свои кустарные станции.
Организованность еще не победила стихийность, и, может быть, это не так плохо, т. к. только из великой стихийности, из буйного безумия могут родиться великая организация и великое сознание. Россия это и доказывает своей революцией.
Многие деревни, не имея торфа, дров или угля, но имея динамо-машину (машина, которой добывается электричество), становятся в тупик. В городах и то это ставит многих, даже «ученых» людей, в такой же тупик. Но в городах это происходит от трусости и неизобретательности старых техников, а в деревнях чаще от незнания.
Ведь если нет топлива под руками, то есть река, вообще водяной напор. Если и этого нет, то обязательно есть воздух — голубой или серый уголь, как его называют.
Воздух, атмосфера есть та сила, которая когда-нибудь будет творить такие же чудеса, как и электрификация.
Как же воспользоваться этим голубым углем — атмосферой? Ей уже давно пользуется крестьянин на своих ветряках. Чтобы получать электричество из воздуха, для этого надо только усовершенствовать, улучшить тот же ветряк. Крыльев сделать побольше и всю ось поставить повыше.
Для этого надо, одним словом, четыре-шесть крыльев крестьянской мельницы превратить в воздушную турбину с автоматическим регулятором, который сам устанавливает угол крыльев к поперечному сечению дующего ветра в зависимости от силы этого ветра. Благодаря этому будет достигаться равномерный ход турбины, что очень важно для динамо-машины.
Вся такая воздушная электрическая станция состоит из турбины (сложной, многокрылой мельницы), установленной на высокой башне, где дуют более сильные ветры и более постоянного направления, из динамо-машины, которую вертит посредством передаточного ремня турбина, и из аккумуляторов (особых аппаратов, куда собирается и где хранится электрический ток и откуда он расходуется по нужде). Добытый в динамо-машине ток идет в аккумуляторы, а уже из них по проводам — в избы и в моторы. Аккумуляторы нужны для того, чтобы ток был и тогда, когда наша воздушная станция работать совсем не может, когда ветер совсем стих (как часто бывает по ночам, когда электричество как раз нужно).
Тогда скопленная за день электрическая энергия в аккумуляторах течет из них по проводам куда нужно.
Аккумуляторы можно приспособить так, чтобы они давали так называемый постоянный потенциал, одинаковое напряжение тока. Это как раз необходимо для правильной работы двигателей и чтобы лампочки не мигали.
Нельзя в газете написать весь план устройства воздушных электрических крестьянских станций. Но это должны сделать научно-технические отделы при совнархозах. Они должны разработать нормальные, легко осуществимые с крестьянскими средствами такие станции, чтобы не приходилось изобретать каждой деревне все заново.
Такие станции уже есть в Америке.
Мы должны опередить Америку.
Нет богаче и доступнее в мире энергии, чем атмосфера. Надо нам это понять. И не только понять, но и доказать.
И тут народ опередит науку и покажет «ученым», что надо им делать, как показал он стихийной электрификацией, где выход из разрухи, как отпереть дверь в страну счастья.
О том, как электрификация изменит людей, их внутреннюю сущность, будет написано после этого.